вторник, 10 января 2017 г.

Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960) - «Пейзаж с санями»

Frederick Simpson Coburn (1871 - 1960). LANDSCAPE WITH HORSES DRAWING LOGS. 1946 - Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960). Пейзаж с конными санями, перевозящими дрова.  исполнено в 1946 году
См. также:

Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960) - «Поездка в городок»

понедельник, 9 января 2017 г.

Василий Кандинский (1866-1944) - «КОМПОЗИЦИЯ №8»

Василий Кандинский (1866-1944). КОМПОЗИЦИЯ №8. Исполнено в 1923 г. 140х201 см; масло холст. Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк 
Из книги "Великие художники" Роберта Камминга:
Василий Кандинский (1866-1944) одним из первых начал создавать по-настоящему абстрактное искусство, где форма и цвет живут своей жизнью. Он родился в зажиточной семье в Москве и сначала изучал право. В 30 лет он отправился в Мюнхен учиться живописи. В 1911 г. Кандинский основал общество авангардистов "Синий всадник". С началом Первой мировой войны он вернулся в Россию и попытался управлять художественной жизнью нового государства, но его  мечты рухнули, он вернулся в Германию, где стал преподавать в "Баухаузе". Когда нацисты закрыли "баухауз", он перебрался во Францию, где продолжил развивать свой крайне индивидуальный стиль абстрактной живописи. Способный на сложные концептуальные размышления, он развивал свои идеи не только в живописи, но и на письме. Особенно его увлекала связь живописи и музыки, поскольку он был необычайно чувствителен к звуку и мог буквально "слышать" цвета - эта способность называться "синестезией".

Эту картину, написанную на пике своей карьеры, Кандинский считал одной из главных - точным выражением своей теории об эмоциональных свойствах формы. линии и цвета.
В период её завершения он преподавал в "Баухаузе" и работал над книгой "точкак и линия на плоскости", вышедшей в 1926 г.
Такая картина требует от зрителя кардинально иного подхода, чем традиционная живопись. Для начала лучше стать вблизи, чтобы цвета заполнили  всё поле зрения. Расслабление глаз и мыслей позволяет увиденному проникнуть в ту часть мозга, что реагирует на музыку. Анализ и попытки увидеть здесь дизайн разрушают весь весь эффект.

"Цвет - это клавиатура, глаза - это молоточки, а душа - пиано со множеством струн. Художник - это играющий оркестр, который касается той или иной клавиши, чтобы вызвать колебания в душе". Кандинский

О деталях картины:
Круги
В картине исследуются многие теоретические выкладки Кандинского. В 1926 г. он писал: "Угол заключает в себе нечто бездумно юношеское, кривизна - зрелую ... энергию... точка - это малый мир, со всех сторон более или менее равномерно ограждённый". 
Жёлтый. По Кандинскому жёлтый "обладает способностью подниматься выше и выше, достигая высот, невыносимых для глаза и духа". Синий "опускается в бездонные глубины".  Голубой "развивает звук флейты".
Цвет и духовность
По Кандинскому "зелёный уравновешен и соответствует тонким звукам скрипки", красный "может создавать впечатление сильного барабанного боя", а синий присутствует "в глубине органа".
Треугольники и круг
Кандинский считал, что абстракционизм может быть не менее глубоким, чем образная живопись. Он писал: "Влияние острого угла треугольника на круг даёт не меньший эффект, чем палец Бога, касающийся пальца Адама у Микеланжело".
Линии и углы
По Кандинскому, горизонтали звучат "холодно и минорно", а вертикали - "тепло и высоко". Острые углы - "теплы, остры, активны и желты", а прямые - "холодны, сдержанны и красны".

Интересно, как бы абстракционисты начала прошлого века отреагировали на абстракции нашего времени: на интернет и смартфоны, благодаря которым жизнь становится всё более и более виртуальной.  Во всяком случае британские кинематографисты уже задумались над этим и показали в сериале "Чёрное зеркало", который можно увидеть вот тут, как изменилась наша жизнь, в которой алтарь социальных сетей заменяет жертвенник. Характерной чертой данного сериала является то, что серии в нём никак не связаны между собой ни действием, ни персонажами. 

Аньоло Бронзино (1503-1572) и его мастерская - Портрет Козимо I де Медичи

Аньоло Бронзино (1503-1572) и его мастерская.  Портрет Козимо I де Медичи, Великого герцога Тосканы. Исполнено около 1555 г. Холст, масло 81 х 68 см В коллекции Савойской галереи с 1566 г.
Из подписки "Великие музеи мира" №23  "Савойская галерея. Турин":
Портрет Козимо I, который смолоду отличался «высоким ростом, сильными членами» (согласно биографии герцога Филиппа Кавриана), очень хорошо иллюстрирует и качества художника как портретиста, и твердый характер персонажа. Именно благодаря способности передавать изображения, отражающие идеал династического абсолютизма, представляющего собой суть политики Козимо, Бронзино стал официальным художником при дворе Медичи. Черты изящества, достоинства, спокойного бесстрастия его произведений возвели его творчество до уровня образца придворного портрета в Европе. Объемные решения отмечены изучением работ Микеланджело, а стилизация линий заимствована у Понтормо. Типичный стиль Бронзино также является анализом мельчайших деталей и реализма в передаче материала (здесь это заметно по блеску шелка, вышивке батистового носового платка, кольцу с рубином). В интерпретации художника даже небольшое косоглазие Козимо приобретает значение стигмы аристократа. Фрагмент письма от 31 октября 1566 года удостоверяет, что картина была подарена самим герцогом Эммануилу Филиберту Савойскому. Эта работа фигурировала в инвентарных описях замка Риволи в 1635 году как работа Себастьяно дель Пьомбо. 


 См. также:

 Аньоло Бронзино - Портрет молодого человека с книгой 

воскресенье, 8 января 2017 г.

Рогир ван дер Вейден - «Триптих Святой голубки»

Рогир ван дер Вейден Триптих Святой голубки. Сполнен в 1455 г. Дерево, масло Центральная панель 138 х 153 см, Боковые створки 138 х 70 см.  Старая пинакотека в Мюнхене. Из коллекции Буассерье; Фонд Виттельсбахов, Мюнхен
Из сборника "Великие музеи мира" №16 "Старая пинакотека. Мюнхен": 

Эта работа - один из самых выдающихся шедевров зрелого периода творчества художника. Первоначально она находилась в небольшой капелле церкви Святой голубки в Кельне. В центре - «Поклонение волхвов», где три короля в роскошных одеяниях с пышной свитой предстают как образ аристократии и олицетворяют три возраста жизни человека: молодость, зрелость и старость. Юношу с борзой, стоящего справа, отождествляют с Карлом Смелым, ставшим впоследствии курфюрсом Бургундии. В левом углу, за спиной Иовифа, стоит безымянный заказчик с четками в руке. Сквозь аркады здания на центральную сцену поступает четкий свет, делаю- щий яркими мельчайшие детали: кубки волхвов, богатую вышивку одежд, тончайше выписанную растительность на первом плане. Боковые створки отображают, соответственно, «Благовещение» и «Принесение во храм». На левой створке Мария внимает словам ангела, держащего скипетр, знак своей божественной миссии. На правой створке Мария и Иосиф показывают Младенца первосвященнику. Ван дер Вейден, который считается одним из основателей великой фламандской школы XV века, в произведениях на религиозную тематику сумел превзойти своих учителей, Яна ван Эйка и Робера Кампена, способностью передать человеческие чувства
Сильвия Боргезе
Детали:

Фигура Марии, нежная и хрупкая, яркий пример усердия, с которым художник описывает гармонию линий и безукоризненную красоту форм. Здесь проявляется также опыт, приобретенный при феррарском и флорентийском дворах, где Ван дер Вейден научился передавать это религиозное волнение, что вызвало большой отклик в религиозных орденах большей части Европы.

Центральная сцена «Поклонения» происходит на фоне руин, которые символизируют, вероятно, храм иудеев. Как и в других картинах того периода, Рождество Христово на фоне руин обозначает конец древнего мира и зарождение на его руинах эры христианства. Распятие на центральной колонне символизирует смерть Иисуса на кресте.

Иисуса в храме принимает Симеон, благочестивый человек, которому было открыто, что перед смертью он встретит мессию. Персонажи изображены в момент глубокой взаимной сопричастности, напряженного испытания, в которое вовлечены как их тела, так и их души. Свет и чистота красок находятся в гармонии с духовной сущностью форм.

См. также:


РОГИР ВАН ДЕР ВЕЙДЕН (около 1400—1464)


суббота, 7 января 2017 г.

Федерико Бароччи (1526/1535 — 1612) - «Рождество»

Федерико Бароччи (1526/1535 — 1612). Рождество. Исполнено в 1597 г. Холст. масло. 134 х 105 см. Коллекция музея Прадо в Мадрид, куда картина попала из коллекции Карла IV
Из сборника "Великие музеи мира" №1 "Музей Прадо. Мадрид":
Картина была написана в 1597 году для герцога урбинского Франческо Мария делла Ровере, главного покровителя художника. Характерная для манеры Бароччи картина относится к последнему периоду его творчества, когда он покинул Рим и удалился в Урбино, больной и напуганный соперниками, якобы пытавшимися отравить его. Фигуры святого Иосифа, жестом протянутой руки приглашающего пастухов войти в хлев, и Девы Марии, неподвижно созерцающей младенца, создают диагональную композицию, навеянную великими мастерами Возрождения. Контраст между тенью и светом, льющимся из божественного чудесного источника, и интимная семейная обстановка придают картине сентиментальную повествовательность. Хотя стиль ее написания во многом напоминает барокко, утонченная изысканность деталей и звенящая красочность присущи маньеризму. Оригинальное использование палитры, легкая размытость и световые эффекты, подхваченные следующим поколением художников, были высоко оценены современными критиками.
Даниэла Тарабра

Деталь
Эскизы и наброски, рассеянные по разным музеям, свидетельствуют о кропотливой графической работе Бароччи, известного медленностью исполнении. Примером выдающегося реализма служит фрагмент с ослом и быком, которые освещены в темноте бедного хлева божественным чудесным светом,

Джорджоне де Кастельфранко - «Поклонение пастухов»

Джорджоне де Кастельфранко (1476/77 - 1510).  Поклонение пастухов.  Исполнено в 1505-1510 гг. Дерево, масло; 90,8 х 110,5 см Картина хранится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне, куда поступила из коллекции Сэмюэля X. Кресса (ранее была в коллекции Аллендале)
Из сборника "Великие музеи мира" №9 "Национальная галерея искусств. Вашингтон":
Высокая художественная ценность картины подтверждает авторство Джорджоне, единодушно принятое искусствоведами. Поэзия композиции полностью духовна, она приближает зрителя к главной сцене поклонения Младенцу со стороны Девы Марии, старого святого Иосифа и двух пастухов, один из которых уже благоговейно опустился на колени, а второй склонился в знак почтения. Повествование поклонения ведется с исключительным вниманием к отображению персонажей, сути их жестов, количества, роли. В глубине пещеры чуть виднеются, согласно традициям иконографии, осел и бык, в то время как святой Иосиф, со своей густой белоснежной бородой, скромно помещен на второй план с руками, соединенными в молитве. Над его фигурой видны проблески света, выделяющие из темноты его одежду, которая своей красотой подчеркивает различие с рваным платьем пастухов. Нежный пейзаж, которым пронизана вся композиция, не достиг еще эффекта картины «Гроза» (около 1506 г., Венеция, Галерея Академии), оставаясь близким к манере Джованни Беллини, от которого исходит прочная основа рисунка, и изображение холмов, которые теряются у линии горизонта в почти что сумеречном свете.
Роза Джорджи

Две пары ангельских головок херувимов «парят» в воздухе над входом в темноту пещеры и над головами пастухов: единственная сверхъестественная деталь всей композиции. Как крохотные небесные творения перед грандиозной поэзией природы, они реально и скромно присутствуют в ней, и кажется, что никто этого не замечает.

В пейзаже, сквозь гряду холмов просматриваются высокие постройки, сооружения, несомненно, известные художнику и его современникам-зрителям: такой пейзаж делает священную сцену более домашней. Деревья и кустарники, которые с двух сторон обрамляют сцену, тщательной прорисовкой деталей напоминают манеру Леонардо.

Младенец Иисус не лежит больше в яслях (знак, который ангел дал пастухам, чтобы те могли узнать его), но на земле, на белой ткани, покрывающей мешок и край накидки Богородицы. Он обнажен, он беднее бедных пастухов, которые пришли поклониться ему; кажется, что он непринужденно забавляется с краешком белой ткани.


См. также: 




пятница, 6 января 2017 г.

Г. Верейский - Портрет И. И. Бродского

Г. Верейский.  Портрет Исака Израилевича Бродского [25.12.1883 г. (6.01.1884 г.) - 14.08.1939 г.]. Исполнено в 1931 г.

четверг, 5 января 2017 г.

Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960) - «Поездка в городок»

Frederick Simpson Coburn (1871 - 1960). GOING TO TOWN, WINTER, QUEBEC. 1926 - Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960). Поездка в городок, зима, Квебек. исполнено в  1926 году
См. также:

Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960) - «Разговор на дороге»