четверг, 9 февраля 2017 г.

Джоаккино Ассерето (1600–1649) - «Самоубийство Катона»

Джоаккино Ассерето (1600–1649). Самоубийство Катона. Исполнено около 1640 г. Холст, масло 203 х 279 см.  Палаццо Бьянко. В коллекции музея Страда Нуова с 1924 года.

Из альманаха «Великие музеи мира» №30 «Музей Страда Нуова. Генуя»:
Плутарх и Сенека рассказывают о кончине Марка Порция Катона, гордого противника Цезаря, предпочившего смерть капитуляции. Организовав оборону Утики, где он укрылся вместе с другими представителями республиканской аристократии, Катон, проигрывающий будущему императору, решил покончить с собой, дабы избежать позора возможного примирения. Поступок героя-стоика, кажется, находит в Ассерето, художнике пугливом и застенчивом, интерпретатора, способного с предельной экспрессией воплотить его трагизм. Главный герой изображается на этом полотне раздирающим руками рану, которую он нанес себе, пронзив живот мечом. На картине Катон осуществляет этот последний подвиг с упорной решимостью при стечении народа: его грудь ярко освещена, лицо, уже пожелтевшее в преддверии смерти, подчеркнуто взволнованной жестикуляцией тянущихся отовсюду рук. Другие фигуры, обрисовывающие темное пространство в помещении, отмеченном лишь несколькими элементами, такими, как полог палатки, являются в сцене, где два источника света подчеркивают важнейшие для реконструкции эпизода элементы: факел освещает руку, раздирающую рану, а свеча - таз и бинты, с помощью которых врачевали Катона. Эти композиционные решения, указывая на непосредственное знакомство с произведениями северных караваджистов, вероятно, изученными художником в Риме в 1639 году, помогают датировать этот шедевр примерно 1640 годом.

Лет десять или около того назад вышел сериал "Рим", пользовавшийся огромной популярностью. В этом сериале главный противник Цезаря, Катон, изображён  несколько в карикатурном виде. Конечно, несколько лучше, чем Брута, Цицерона и Помпея, но всё равно полным кретином и лузером.  Видимо, у авторов сериала было несколько иное мнение на этого исторического деятеля, чем общепринятое, так сказать "академическое".  Тем не менее, согласно энциклопедии Катон являлся великим государственным деятелем Римской республики, а чём свидетельствует масса произведений искусства посвящённых ему, в том числе и эта картина. 

Комментариев нет: