четверг, 18 октября 2007 г.

Добужинский Мстислав Валерианович. Открытки "Общины св. Евгении"

Открытки с рисунками М.В. Добужинского издания "Общины святой Евгении" из коллекции Э.Б. Файнштейна
В конце ХIХ — начало XXвека многие известные русские художники исполняли рисунки специально для открыток. Местонахождение оригиналов этих рисунков во многих случаях неизвестно, поиски их не дали значительных результатов, и открытки под­час являются их единственными воспроизведениями.

Таковы многие открытки, изданные по рисункам М. В. Добужинского одним из первых русских изда­тельств — «Общиной сестер милосердия Красного Кре­ста» (так называемой «Общиной св. Евгении»). Пред­лагаемый вниманию коллекционеров и любителей изобразительного искусства комплект состоит из вос­произведений открыток, изданных «Общиной» в начале XX века.

История "Общины св. Евгении» весьма примечательна. Возникновение ее первоначально обязано слу­чайной встрече. Художник Гавриил Павлович Кондра­тенко был на этюдах в Крыму. В Севастополе ему повстречалась нищенка, оказавшаяся бывшей сестрой милосердия в русско-турецкой войне 1877—1878 годов. По ее словам, многих других сестер милосердия по­стигла подобная участь. По возвращении в Петербург художник рассказал о взволновавшей его встрече в общественных кругах. Тогда и было решено создать «Попечительный комитет о сестрах Красного Креста». Организованный в 1882 году, он впоследствии был переименован, в «Общину св. Евгении». Вначале «Об­щина» существовала на частные пожертвования, а затем, в 1896 году, в поисках средств обратилась к издательской деятельности, и в частности к изданию художественных открыток. За время своего существо­вания ею было выпущено около 6,5 тысячи наимено­ваний различных открыток, в том числе пятьдесят семь открыток с произведений Добужинского.

Мстислав Валерианович Добужинский родился 2(14) августа 1875 года в Новгороде. С 1885 по 1887 год он учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а затем в Мюнхене, в студии Л. Ажбе (1899—1901) и у Ш. Холлоши, позже занимался ис­кусством офорта у известного русского гравера М. М. Матэ.

В 1905 году Добужинский сотрудничал в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта». Широкую известность приобрел его рисунок «Октябрьская идил­лия», исполненный для журнала «Жупел», содержащий гневный протест художника против кровавого царско­го режима.

С 1907 года Добужинский работал над эскизами декораций в «Старинном театре» Н. Н. Евреинова и в Театре В. Ф. Комиссаржевской в Петербурге, затем оформил двенадцать постановок во МХАТе. В 1914 году художник принял деятельное участие в организован­ных С. П. Дягилевым знаменитых «Русских сезонах за границей». Большой общественной и творческой работой ознаменовал Добужинский приход Великой Октябрьской социалистической революции.

В 1924 году он с разрешения Советской власти как литовец выехал в Литву, где преподавал и работал в театре. Впоследствии Добужинский жил в Англии и Америке. (Умер в Нью-Йорке 20 ноября 1957 года.

Многогранное дарование художника позволило ему работать в станковой живописи в жанре портрета и пейзажа, в книжной графике, в театрально-декорационной живописи. Добужинский был одним из организаторов и активным участником творческого объединения «Мир искусства».

Наряду с талантливо исполненными архитектурными пейзажами Петербурга, Вильны (ныне Вильнюса), Гатчины, Царского Села (ныне город Пушкин) художник выполнил замечательные иллюстрации к «Белым ночам» Ф.М. Достоевского, «Свинопасу» X.К. Андерсена и другим литературным произведениям.

Театральное творчество Добужинского особенно ярко проявилось во МХАТе. «Любители театрального искусства высоко оцепили проникновенные декорации к «Месяцу в деревне» (в постановке К. С. Станислав­ского). Великолепно были выполнены художником декорации к операм С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир».

Открытки «Общины св. Евгении», отпечатанные с рисунков М. В. Добужинского, посвященные Петербур­гу, обратили на себя внимание сразу же после своего появления. Это были ранние произведения художника, созданные под влиянием «югендстиля», с характер­ным для него декоративно-плоскостным решением пространства. «Первый Петербург» художника еще не воплотил в себе творческой мощи иллюстратора «Бе­лых ночей» Ф. М. Достоевского, но и в этих поэтиче­ских акварелях тонко передано неповторимое очарование как бы застывшего в своем величии Петербур­га, его дворцов, мостов, каналов, с чуть подернутой рябью водой, с отражающимися в ней неверными, трепетными бликами фонарей. В этих работах воплотилась гордость неповторимыми красотами Северной Пальмиры — города Пушкина, Растрелли и Захарова, Росси и Воронихина, 200-летие которого широко отмечалось общественностью. Близкие сердцу каждого русского человека памятные пушкинские места также получили яркое отражение в произведениях этих лет.

На многих своих произведениях Добужинский не ставил авторскую дату. Однако годы издания некото­рых работ были определены искусствоведами в моно­графических исследованиях. Некоторые же даты приходится указывать ориентировочно, анализируя издательские номера воспроизведения.

Так, например, даты создания акварелей «Петербург. Фонтанка. Летний дворец Петра I» и «Петербург. В ротах Измайловского полка» (соответственно № 1861 и 1850 по каталогу «Общины св. Евгении» на 1 января 1915 года) можно отнести к 1905 году. Ряд городских пейзажей, как, например, «Улица в Вильне» и «Старая усадьба на Мостовой улице», по анализу издательских номеров и сопоставлению с другими пейзажами, посвященными Вильне, можно отнести к 1910 году.

К сожалению, местонахождение многих произведении Добужинского не установлено. Известно лишь, что на складах «Общины» в Москве, в Б. Златоустинском переулке, и в Петербурге, на Морской, распродавалось много работ известных русских художников, в том числе рисунков Добужинского (по цене от 3 до 250 рублей за каждый).

В объявлении «Общины» в марте-апреле 1905 года приводятся списки оригинальных произведений, пред­назначенных для продажи. Сто сорок пять рисунков в петербургском складе, сорок шесть — в Москве! То есть до двухсот оригиналов, исполненных специально для открыток сорока восемью русскими художниками. Из оригинальных рисунков Добужинского в объявлении указываются три: «Царское Село», «Петербург. Мойка. У нового Адмиралтейства» и «Петербург. Троицкий мост».

Но дальнейшая судьба и этих акварелей неизвест­на. Очевидно, многие из них попали в частные собра­ния.

Учитывая интересы коллекционеров-филокартистов, издательство на обороте открыток, входящих в данное издание, указывает соответствующие номера из каталога «Общины св. Евгении».

Э. Файнштейн

Открытка №3553. Петербург. Измайловский полк. 1909
Открытка №1861. Петербург, Фонтанка. 1905 (?)Открытка №475. Петербург. Мойка у Нового Адмиралтейства. 1903 г.
Открытка №474. Петербург. Троицкий мост. 1903 г.
Открытка №2005. Царское село. Китайский театр. 1903.
Открытка №1850. Петербург. В ротах Измайловского полка. 1905.
Открытка №898. Царское село. Своды Висячего сада. 1903.
Открытка №897. Царское село. Ворота Камероновой галереи. 1903.
Открытка №470. Петербург. Александровский театр. 1902 г.
Открытка №472. Петербург. Банковский мост. 1902.
Открытка №473. Петербург. Чернышов мост. 1902.
Открытка №2020. Гатчина. Приорат. 1905.
Открытка №471. Петербург. Фонтанка. Летний дворец Петра I. 1902.
Открытка № 5115. Улица в Вильне. 1910.
Открытка №5248. Вильна. Старая усадьба на Мостовой улице. 1910.

Другие произведения М.В. Добужинского можно посмотреть тут:

Мстислав Валерианович Добужинский


Мстислав Валерианович Добужинский - 3

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Hello. And Bye. cnmwnicmxricmx,er mrfpwrermcegm ericmercmeecec

Julia комментирует...

Добрый день!

Простите, не нашла на сайте иной формы для связи!

Я аспирант и готовлю к публикации статью в научном журнале.
Я бы хотела использовать несколько открыток М.Добужинского в качестве иллюстраций в своей статье (некоммерческое использование в исследовательских целях).

Подскажите, пожалуйста, как можно с вами связаться и обсудить подробности?

С уважением,
Юлия

julia.klsv@gmail.com

Михалыч комментирует...

Я вам написал: я не возражаю против использования опубликованных изображений.