воскресенье, 16 апреля 2017 г.

Рафаэль - «Снятие с креста»

Рафаэль. Снятие с креста. Исполнено в 1507 г.  Холст, масло, 184 х 176 см. Галерея Боргезе, Рим. В коллекции с 1608 г., дар папы Павла V
Из альманаха «Великие музеи мира» №6 «Галерея Боргезе. Рим»:
Это полотно для капеллы Бальони в церкви Сан-Франческо в Перудже было заказано Аталантой Бальони в память о ее сыне Грифоне, убитом в июле 1500 года.
В ночь на 19 марта 1608 года картина была похищена, спущена монахами со стен и подобрана папскими посланцами для передачи в дар папой Павлом V своему племяннику, кардиналу Сципиону Боргезе. Событие вызвало возмущение не только среди наследников Аталанты Бальони, но и во всем городе Перудже, успокоенное папским двором путем трудных переговоров.
В свою очередь, кардинал, чтобы заполнить пустоту, оставленную оригиналом, заказывает копию полотна, в настоящее время утраченную, художнику Ланфранко, и еще одну делает Кавалер дАрпино. Недавно отреставрированное и помещенное в специально выделенном пространстве в зале IX, «Снятие с креста» вновь обрело свежесть и яркие цветовые оттенки Рафаэля. С бледным телом Христа контрастируют переливчатые одежды других персонажей, выполненные в красных, синих и зеленых тонах. Если общая композиционная схема повторяет и развивает композицию «Оплакивания Христа» Перуджино (Флоренция, Палаццо Питти), динамика фигур явственно отсылает к Микеланджело. Мертвый Христос восходит к «Пьете» (Ватикан, собор св. Петра), а фигура женщины, сидящей на полу и поддерживающей лишившуюся чувств Богородицу, имеет характерный для Микеланджело разворот.
Франческа Кастриа Маркетти

Детали:
Между кулисами холмов открывается обширный пейзаж с редкими тонкоствольными кустами - дань учителю Перуджино. 
 На этом фоне недавняя реставрация позволила идентифицировать замок Антоньолла, принадлежавший семье Бальони, стоящий у дороги, ведущей из Перуджи в Умбертиде.

В образе молодого юноши, стоящего спиной и поддерживающего ноги Христа, критики видят изображение юного Грифоне Бальони, приводя в подтверждение реалистичность его лица с развевающимися на ветру волосами по сравнению с абстрактностью, характерной для других фигур, каждая из которых на свой лад выражает благочестие.

На переднем плане натуралистические детали, переданные с фламандской внимательностью. Цветочки «львиного зева» являются символом непрерывности жизни.

суббота, 15 апреля 2017 г.

Пьер Сублера - «Распятие с Марией Магдалиной и святыми Евсевием и Филиппо Нери»

Пьер Сублера [Пьер-Юбер Сюблейра (1699-1749)]. Распятие с Марией Магдалиной и святыми Евсевием и Филиппо Нери. Исполнено в 1744 году. Холст, масло. 408х232 см. Пиканотека Брера, Милан. В коллекции с 1799 года

Из альманаха «Великие музеи мира» №29 «Пиканотека Брера. Милан»:
Распятие входит в группу картин, с которых, по сути, началась коллекция Бреры. Четыре больших алтаря, выставленных в одном зале, взятых из разрушенной миланской церкви святых Козьмы и Дамиана и собранных в Брере с 1799 года в качестве ролевых моделей для студентов Академии изящных искусств. Выбор представляется очень удачным, учитывая явно «дидактический» характер четырех работ, все одинаковой формы и размера, написанные в Риме в 1740 году. Цикл включает в себя, в дополнение к этому, другой алтарь Сублера («Святой Иероним») и картины Помпео Батони («Святое Семейство») и Джузеппе Боттани («Святая Франческа Римская»), Произведение образцового благородства, равновесия и контроля авторитетно предвосхищает время перемен в истории искусства. Выдающийся представитель плеяды французских художников, живших в Риме (картина подписана и датирована внизу в центре: «Petrus Subleyras Pinxit Romae 1744 »), достиг вершин успеха благодаря изяществу и умеренности вкуса и покровительству Папы Бенедикта XIV. Сублера отказывается от вычурной живописи барокко в интересах просчитанного, строгого изображения, которое определенно является прелюдией к последующему развитию Просвещения и Неоклассицизма.

Стефано Дзуффи
Глядя на картину, неизбежно испытываешь некоторый холодок, которым веет от продуманных поз и слишком откалиброванной композиции большого холста. Кроме того, Сублера подтверждает высокое качество техники и безукоризненный контроль за объемами.

пятница, 14 апреля 2017 г.

Алонсо Кано - «Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелом»

Алонсо Кано (1601-1667). Мертвый Христос, поддерживаемый ангелом. Исполнено около 1625-1652 гг. 137 х 100 см. Музей Прадо, Мадрид. Приобретено Карпом III в 1769 году у маркиза де ла Энсенада

Из альманаха «Великие музеи мира» №1 «Прадо. Мадрид»: 
Художник, скульптор и архитектор Кано - одна из самых многогранных фигур в искусстве XVII века. Он окончательно сформировался в Севилье, прямо в мастерской его сверстника Веласкеса, который вызвал его к мадридскому двору в 1637 году. Его всегда привлекала классическая нагота. Художник хотел добиться в анатомическом рисунке большой чистоты, необходимой и для его деятельности скульптора. Тема мужской наготы, восходящая к Микеланджело, как на этом полотне, превалировала в его яркой религиозной живописи, с аполлоновскими фигурами Христа безмятежной красоты и тонкого классицизма. Композиции Кано, спокойные и без экспрессивных эксцессов, которые встречаются у других мастеров и характерны для религиозности того времени, всегда остаются в рамках канонов формальной строгости с большим изяществом и сложной сдержанностью чувств. Так происходит и в этой вариации на уже не раз затронутую тему, в которой просматривается влияние итальянцев, особенно венецианцев, в передаче переливчатой драпировки и красноватом свечении фона. А также влияние Веласкеса - в трактовке тела и ангельских крыльев. Картина с интенсивным контрастом между освещенным телом и затененной частью являет палитру серебристых цветов, наносимых тонкими слоями. Это отголосок Ван Дейка, тщательно изученного Кано в королевских коллекциях.
Далиэла Тарабра

На земле лежат символы распятия Христа: терновый венец, гвозди и губка в металлической мисочке, по поверхности которой скользит блик света. Они составляют необычайный натюрморт

четверг, 13 апреля 2017 г.

Рудольф Леманн (1814-1882) - «Исповедь»

Rudolph Lehmann (French, 1814-1882). The confessional. 1872 - Рудольф Леманн (1814-1882). Исповедь. Исполнено в 1872 году 

среда, 12 апреля 2017 г.

Эн Си Уайет (1882 - 1945) - «Мы в пути»

N. C. Wyeth (1882 - 1945).WE'RE ON OUR WAY. 1942 - ЭН. Си. Уайет (1882 - 1945). МЫ В ПУТИ. Исполнено в 1942 году 

вторник, 11 апреля 2017 г.

Ханс Макарт (1840-1884) - «Леда и лебедь»

Hans Makart (Austrian, 1840-1884). Leda and the Swan - Австрийский художник Ханс Макарт (1840-1884). Леда и лебедь 

понедельник, 10 апреля 2017 г.

Ричард Мюллер (1874 - 1930) - «Рыцарь и девушка»

Richard Müller (1874 - 1930). RITTER UND MÄDCHEN (THE KNIGHT AND THE GIRL) - Ричард Мюллер (1874 - 1930). Рыцарь и девушка 

воскресенье, 9 апреля 2017 г.

Рафаэль - «Портрет Льва X с кардиналами»

Рафаэль. Портрет Льва X с кардиналами. Исполнено в 1518 г. Дерево, масло. 155,5x119,5 см. Галерея Уффици, Фроренция (в коллекции с 1952 г.)
Из альманаха «Великие музеи мира» №11 «Галерея Уффици. Флоренция»:
Данный шедевр был написан в последние годы жизни урбинского мастера. Он изображает Джованни Медичи, который после своего избрания папой под именем Льва X в 1513 году, заказал собственный портрет Рафаэлю, который в тот период работал в Риме в качестве хранителя коллекции древностей. Лев X изображен в ракурсе три четверти, величественно восседающим у стола, а за его спиной стоят два кардинала, Джулио Медичи и Леоне де Росси. Последняя реставрация придала насыщенности разнообразию красных тонов, присутствующих в картине. Исследования картины, выполненные Антонио Натали, подтвердили, что фигуры по бокам принадлежат не кисти Рафаэля, а дописаны его соавторами, скорее всего, Джулио Романо и Себастьяно дель Пьомбо. Портрет имел настолько большой успех у публики, что Андреа дель Сарто написал с него копию для Федерико II Мантуанского, которая в настоящее время хранится в музее Каподимонте в Неаполе. Картина, прибывшая во Флоренцию в 1518 году, была помещена в зал Трибуна галереи Уффици в 1589 году, после чего подвергалась перемещениям: из Палаццо Питти в Люксембургский дворец в Париже, затем вернулась во Флоренцию и окончательно обосновалась в Уффици.

Елена Джонески
Позолоченное яблоко спинки кресла, на котором сидит папа, отражает, создавая перспективу на своей выпуклой поверхности, свет окна, спину папы и «окружающие комнаты», как писал Вазари. Все эти мельчайшие детали, которые принесли славу фламандскому искусству, выписаны здесь с удивительной точностью и большим талантом Рафаэля.
На поверхности стола лежит драгоценный иллюстрированный свод законов, изучаемый папой с помощью лупы, которую он все еще держит в руке. Рядом с фолиантом стоит колокольчик из чеканного серебра и золота, изображенный с фламандской скрупулезностью.
Вазари пишет об одеянии Льва X из дамасского шелка так: «звучит и сверкает». Каждый тип ткани был изучен и в высшей степени искусно изображен, например, бархат накидки и папской шапочки. Цвет кардинальских шапок имеет более яркий, оранжевый оттенок, в то время как рукав из дамасского шелка отличается тончайшими переливами белых и серых оттенков, которые создают перспективную глубину и кажутся источниками освещения.
См. также:
   РАФАЭЛЬ САНТИ (1483—1520)