среда, 13 февраля 2008 г.

Илья Репин (продолжение)

В этой подборке открыток репродуцированы работы Репина, созданные в середине 70-х годов прошлого века. Эти годы художник провел за границей. Окончив Академию художеств с золотой медалью, он получил право на так называемую пенсионерскую командировку в европейские страны, где должен был совершенствовать свое мастерство.

Сначала Репин отправился в Италию. Там он познакомился с искусством великих итальянцев. Затем он поехал в Париж и остался там до конца своей пенсионерской командировки. Всего он пробыл за границей три года—с 1873 по 1876 г. Во время заграничной поездки перед Репиным раскрылся замечательный мир искусства великих мастеров. Со всей страстью темпераментного и увлекающегося человека он восхищался то Рембрандтом, то Эдуардом Мане, то Микеланджело, то Веласкесом. Он постигал смысл замечательных произведении искусства, учился, открывал для себя новое, шел вперед еще неизведанными путями.

Репин приехал в Париж уже сложившимся художником. Увлечение старыми и новыми мастерами, через которые прошел он за границей, не увели его с главного пути, а, напротив, укрепили в исканиях правды и красоты. У Рембрандта он учился глубокому постижению человеческой психологии, у Микеланджело — титанической силе образов, у Мане — непосредственности изображения зримого мира во всей его блистательной красоте.

Сама атмосфера Парижа 70-х годов XIX века захватила Репина. Тут часто открывались новые выставки, собирались художники из разных стран, все они жили интересами искусства, тут все дышало искусством, было пронизано им. Репин оказался в Париже вместе с другими русскими художниками — Поленовым, Савицким, Беггровым и Боголюбовым.

Можно смело сказать, что во Франции в середине 70-х годов возникли лучшие пейзажные этюды Репина. В «Пейзаже с лодкой», в «Лошади для сбора камней в Вёле», в «Окраине Парижа» или в «Дороге на Монмартр» молодой художник с поразительной остротой видит и воспринимает окружающий мир. Эти этюды полны света. Выполненные в гамме холодных тонов, они построены на сложных переходах цвета, с помощью которых Репин передает пространство, воздух, характер освещения. Он непосредственно запечатлевает окружающую природу, находя интересное, поэтическое в самом простом и обычном.

К этим пейзажам примыкает картина 1874 года «Девочка-рыбачка», также написанная в Вёле. Репин изобразил девочку в окружении простого, ничем не примечательного пейзажа. Среди полевых цветов, на фоне далеких полей, бледного голубого неба она кажется такой естественной в своей заплатанной одежонке, непричесанная, грустная. Художника заинтересовал характер модели, а также проблема соотношения фигуры и окружающего пейзажа. Поэтому здесь как бы смыкаются задачи портретного и пейзажного жанров.

Портрет продолжает интересовать Репина и в Париже. По заказу Третьякова он написал портрет Тургенева (1874), который в те годы жил и работал во Франции. В этом произведении Репин продолжает линию, намеченную Перовым, Крамским и Ге. Портрет Тургенева написан очень точно и достоверно. Художник постарался постичь характер писателя, передать присущую ему интеллектуальность, спокойную мудрость, духовное богатство.

Совсем по-другому Репин написал свою дочь Веру (1874)—двухлетнюю девочку, сидящую в кресле. Сам художник указывал на то, что в работе над этим портретом ом старался быть похожим на Эдуарда Мане. Он сделал этот портрет в один сеанс — быстро, решительно и смело, не окончив некоторые детали, не дописав руки и ноги, и однако рискнул оставить холст в таком виде. В этом обстоятельстве проявилось стремление художника к живописной свободе. Ведущей цветовой мелодией портрета стал контраст синего и золотого. Он проведен тактично, даже нежно.

Парижские портретные опыты Репина достаточно многообразны. Он не останавливается на какой-то одной манере, а ищет в самых различных направлениях. Совсем в ином плане по сравнению с портретом Тургенева или Веры сделан «Еврей на молитве» (1875), который по сути своей является портретным этюдом. В нем подчеркнута погруженность модели в свои мысли, длительность внутреннего состояния человека. Он выдержан в рембрандтовских коричневатых тонах.

Портретным этюдом, который, как и «Еврей на молитве», приближается по своему смыслу к картине, является и «Негритянка» (1875—1876). Свежесть живописи сочетается здесь с законченностью и отделанностью деталей.

Но Репин не мог ограничить свое творчество портретом и пейзажем. Главным жанром для него всегда оставался бытовой. Картина на современный сюжет, взятый из окружающей действительности,— вот что всегда привлекало Репина, вот что было для него самым существенным. Тем более, что художник уезжал за границу, имея за плечами такой фундаментальный труд, как «Бурлаки на Волге».

Однако Париж не давал для этого необходимого материала. Парижскую жизнь Репин знал бегло. Он не мог сразу войти в ее гущу, взглянуть на нее «изнутри», как это делал он в России, постичь ее в самом существенном и главном. С другой стороны, русская действительность была от Репина в те годы отделена огромным расстоянием. Подготовительных работ к какой-либо картине на русский сюжет у него не было. Поэтому ему пришлось обращаться к парижской жизни.

И Репин пробует свои силы в этой области. Сразу же по приезде в Париж в 1873 году он пишет небольшую картинку «Продавец новостей в Париже». В этом произведении Репин выступает перед нами, как тонкий наблюдатель и описатель быта и нравов города. Художника привлекают типы парижан, их манеры, одежды, национальные черты.

Позже от этой мелкофигурной композиции художник переходит к большой картине «Парижское кафе» (1875), которая становится его центральным произведением парижского периода. Для этой картины он делает многочисленные этюды, великолепные по живописи, блестящие, свободные, изысканные. Проверив облик каждого из своих героев в натуре, он компонует картину в целом. Воссоздавая обычную сцену в парижском кафе, художник лишь намечает взаимоотношения героев, их внутреннюю связь и взаимозависимость. Он не делает сюжетным стержнем картины какое-либо событие, а просто разворачивает перед зрителем галерею образов, которые привлекают своей типичностью и в то же время индивидуальной неповторимостью.

«Парижское кафе» вызвало разнообразные суждения и толки художников и критиков. Для самого Репина эта картина была важным шагом вперед — к тем сложным композициям, которые возникли у него позже в России— уже в 80-е годы XIX века.

Репин мечтал в Париже о России, о родной Украине. Мечтал с кистью в руках, создавая такие вещи, как «Украинка» (1875) или «Украинка у плетня» (1876). Он делал их в большей мере по воображению и по памяти, видимо, лишь ненадолго прибегая к натуре, скорее воссоздавая тип украинской женщины, нежели заботясь о передаче каких-то конкретных индивидуальных черт.

Другим свидетельством этих воспоминаний о России явилась большая картина художника «Садко в подводном царстве» (1876). Это произведение, над которым Репин работал довольно долго, нельзя считать удачей художника. Сказочный сюжет, который избрал здесь Репин, вряд ли подходил его таланту. В картине есть черты оперности, театральности. Видимо, какую-то роль сыграли впечатления, полученные Репиным от театрального спектакля. Однако некоторые этюды, сделанные к картине, оказались удачными. Для образа Садко Репин писал портретный этюд с Виктора Васнецова, оказавшегося в это время в Париже. Этот этюд, так же, как и этюд женской головы из Музея-усадьбы В. Д. Поленова, свидетельствует о бесспорных достижениях в области живописного мастерства. У Репина теперь чувствуется свобода живописи; он пишет широким мазком, обобщая форму, не останавливаясь на ненужных деталях.

Париж укрепил мастерство Репина. Художник знал, что после возвращения в Россию ему предстоит огромная работа над картинами на сюжеты из самой гущи русской действительности. В Париже он как бы заранее готовил себя к будущим своим самым капитальным творениям.

Д. Сарабьянов


Продавец новостей в Париже. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея
Этюд мужских голов к картине "Парижское кафе". 1874 г. Государственный Русский музей
Букет. 1878 г. Музей "Абрамцево"
Девочка-рыбачка. (Нищая) 1874 г. Этюд написан во Франции (Нормандия).
Сцена из балета. Эскиз. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея
Девочка с букетом. (Вера Репина в саду Абрамцева).  1878 г. Холст, масло. 62,6х48,5 см. Музей-квартира И.И. Бродского НИ музея Академии художеств СССР
Еврей на молитве. 1875 г. Государственная Третьяковская галерея
На мостике в парке. 1879 г. Частное собрание И.Зильберштейна. Москва
Мужичок из робких. 1877 г. Горьковский Государственный художественный музей
В.М. Васнецов. 1875 г. Этюд для фигуры Садко в картине "Садко в подводном царстве". Государственная Третьяковская галерея
Кордова. 1883 г.
Пейзаж с мостиком. 1881 г. Государственный Русский музей

Кубана. Госпожа Сара с острова Кубы. Рисунок карандашом. 1880 г. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

1 комментарий:

Анонимный комментирует...

You ought to essentially take into consideration engaged on developing this weblog into a significant authority in this market. You evidently have a grasp deal with of the matters everyone is looking for on this website anyways and you would definitely even earn a buck or two off of some advertisements. I'd discover following recent topics and raising the quantity of write ups you set up and I assure you’d start seeing some wonderful targeted traffic within the close to future. Just a thought, good luck in whatever you do!